Организация транспортного обслуживания населения

Специфика сектора услуг по транспортному обслуживанию населения


В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Ограничение этого права, в силу ст.35 Конституции, допустимо только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти положения наряду с конституционными принципами признания и защиты собственности, а также свободы экономической деятельности, закрепленными в ст. 8 Конституции Российской Федерации, определяют пределы соприкосновения органов власти и хозяйствующих субъектов.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом и вытекающая из ст. 8 и 35 Конституции свобода договоров участников гражданского оборота, включая определение оснований их возникновения, изменения и прекращения, а также соответствующий объем их защиты и правомерных ограничений, регулируются федеральным законом. Исходя из этого, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает в качестве основных начал гражданского законодательства свободу договора, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту (п. 1 ст. 1). Свобода гражданско-правовых договоров в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципа равенства и согласования воли сторон. Следовательно, регулируемые гражданским законодательством договорные обязательства, а значит и порядок заключения договоров в сфере имущественных отношений должны быть основаны на равенстве сторон, автономии их воли и имущественной самостоятельности.

Согласно ст. 23 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане ? предприниматели и юридические лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, а отдельными ее видами – после получения лицензии.


Перевозка пассажиров относится к лицензируемому виду предпринимательской деятельности, т.е. федеральный законодатель в интересах защиты здоровья граждан и безопасности дорожного движения ввел некоторые обременительные для перевозчиков условия осуществления ими этой деятельности в виде повышенного контроля за ней со стороны государства.

Одним из таких условий, например, является специальное разрешение на право пассажирских перевозок ? лицензия. Это основное и исчерпывающее основание для занятий пассажирскими перевозками, поскольку в процессе получения лицензии перевозчик проходит необходимый предварительный. Введение дополнительных ограничений на право заниматься предпринимательской деятельностью, в частности в виде обязательного участия в конкурсе, нарушает конституционную гарантию по использованию каждым своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, поскольку утверждает практику введения произвольных по основанию и количеству ограничений для такой деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничений хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Перечень таких случаев определен ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой допускается временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения уполномоченными на то лицами при наличии на то оснований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Кроме того, ст. 7 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Принуждение перевозчика к заключению по итогам конкурса договора на выполнение пассажирских перевозок противоречит ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), предусматривающей, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Таким образом, перевозчики, выигравшие конкурс, могут заключать с организатором перевозок договор (контракт) только на добровольной основе.

Исходя из всего вышесказанного проведение конкурсов на право работы на маршрутах городского пассажирского транспорта противоречит действующему федеральному законодательству, иначе говоря, является незаконным. Впрочем, из этого не следует, что применение процедур конкурсного отбора среди пассажирских перевозчиков невозможно.



Содержание раздела