Организация транспортного обслуживания населения

Общие принципы проведения мониторинга пассажирских перевозчиков


Описанные выше принципы организации работы по транспортному обслуживанию населения муниципальных образований предполагают предоставление пассажирскими перевозчиками большого объема отчетной информации в течение регулируемого периода. Поскольку муниципальные предприятия городского пассажирского транспортного комплекса должны достигать поставленных собственником имущества целей и реализовывать утвержденные производственную и инвестиционную программы, то очевидно, что необходимо осуществлять промежуточный контроль за их деятельностью, а также за тем, как работа муниципальных предприятий городского пассажирского транспортного комплекса влияет на состояние другой муниципальной собственности.

Мониторинг включает в себя оперативный сбор и анализ информации, необходимой для своевременного принятия необходимых решений по организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований. Отдельного рассмотрения заслуживает мониторинг пассажирских перевозчиков, не находящихся в муниципальной собственности. В этом случае состояние муниципальной собственности, обслуживаемой немуниципальными предприятиями, должно отслеживаться органом, на который возложены функции по мониторингу. В отношении немуниципальных предприятий муниципалитет выступает, с одной стороны, как представитель интересов населения, с другой ? как организатор маршрутной сети и собственник остановочных пунктов. Как следствие, муниципальный орган управления городским пассажирским транспортным комплексом осуществляет мониторинг за исполнением договоров на предоставление услуг по транспортному обслуживанию населения (объемы и качество услуг), а также мониторинг приемлемости тарифов для населения, состояния взаиморасчетов с бюджетом (расчеты в денежной и неденежной форме, задолженность). Финансовое состояние немуниципальных пассажирских перевозчиков и их деятельность по предоставлению услуг по транспортному обслуживанию населения суть внутреннее дело самих перевозчиков, которое не может быть объектом мониторинга со стороны муниципального органа управления городским пассажирским транспортным комплексом.




В отношении муниципальных предприятий муниципалитет, как собственник их имущества, проводит мониторинг реализации утвержденных производственной и инвестиционной программ предприятия, а также его финансового состояния. В течение регулируемого периода может возникнуть ситуация, когда реальные финансовые потребности муниципальных предприятий городского пассажирского транспортного комплекса не будут удовлетворяться при существующем уровне тарифов. Причины этого могут совершенно не зависеть от самого перевозчика (например, рост цен на энергоносители, изменения в законодательстве, ведущие к изменению налоговой нагрузки, и т.д.). Задача мониторинга будет состоять в том, чтобы сигнализировать об ухудшении финансово-экономического состояния пассажирского перевозчика, которое произошло не по его вине, на основании чего орган тарифного регулирования может инициировать процесс пересмотра ранее установленного тарифа.

Но самое главное, мониторинг обеспечивает контроль за эффективностью менеджмента на муниципальном предприятии городского пассажирского транспортного комплекса, позволяет иметь оперативную информацию о том, как реализуются производственная и инвестиционная программы предприятия.

Мониторинг, т.е. оперативный сбор информации, позволяет ускорить процесс подготовки решения о необходимости пересмотра тарифов. Тем самым увеличивается гибкость тарифной политики и сводится к минимуму ущерб, который мог бы возникнуть как у предприятий, так и у потребителей из-за неожиданных изменений во внешней среде при отсутствии системы мониторинга. Кроме того, информация, собранная в ходе мониторинга, может быть использована в процессе рассмотрения и утверждения тарифов как для уточнения информации, предоставленной предприятием в заявке на тариф на следующий регулируемый период, так и для совершенствования самой методики регулирования.

Теоретически возможна и другая ситуация, когда предприятие из-за дефляции или уменьшения налогового бремени начинает получать финансовые ресурсы, превосходящие те, что объективно необходимы ему для реализации утвержденных производственной и инвестиционной программ.В этом случае задача мониторинга ? не допустить получения предприятием необоснованных финансовых ресурсов. Однако, повторим, подобная ситуация является более чем гипотетической и в ближайшем будущем вряд ли может возникнуть.

Для мониторинга муниципальных предприятий процедуры, а также состав, форму и регулярность предоставления информации необходимо зафиксировать в рамках нормативных правовых актов главы местного самоуправления (Положение о мониторинге регулируемых предприятий по видам деятельности). В этих же документах целесообразно предусмотреть санкции по отношению к муниципальным предприятиям за нарушение установленного порядка предоставления информации. Если речь идет о немуниципальных пассажирских перевозчиках, то их обязанности по предоставлению информации в рамках мероприятий по мониторингу целесообразно зафиксировать в договорах, которые они заключают с муниципальным органом управления городским пассажирским транспортным комплексом.



Содержание раздела