Организация транспортного обслуживания населения

Обоснование необходимости развития конкуренции в сфере транспортного обслуживания населения


Не секрет, что во многих городах России муниципальное или государственное предприятие городского пассажирского транспорта является фактическим монополистом в области транспортного обслуживания городского населения. Последствия этого вполне очевидны:

у предприятия отсутствуют реальные стимулы для повышения качества предоставляемых им услуг по перевозке пассажиров;

предприятие, пользуясь своим монопольным положением на рынке транспортных услуг, может диктовать свои условия работы на маршрутах, прекрасно отдавая себе отчет в том, что ему нет альтернативы;

в некоторых городах руководство предприятий переходит к прямому шантажу, угрожая местным администрациям, если те не будут соблюдать их требования (многократное повышение размеров бюджетного финансирования – наиболее традиционное из таких требований), не выпустить подвижной состав на маршруты и таким образом лишить большую часть городского населения средств передвижения.

В результате предприятие-монополист может работать сколь угодно плохо, однако, несмотря на это, получать платежи от населения, не имеющего возможности выбрать более качественного перевозчика, и требовать от муниципального органа управления ГПТ обеспечения бюджетного финансирования в тех объемах, которые устраивают само предприятие. Как следствие, муниципальный орган управления городским пассажирским транспортным комплексом превращается из собственно управляющего органа в некую структуру, вынужденную обеспечивать постоянно возрастающие финансовые потребности местного предприятия-монополиста. Выход из данной ситуации один: создать условия, при которых муниципальный орган управления ГПТ получит возможность выбирать перевозчика, готового предоставить услуги по пассажирским перевозкам с максимальным качеством за минимальный размер финансирования. Создать такие условия возможно лишь путем привлечения к выполнению пассажирских перевозок владельцев транспортных средств немуниципальной и негосударственной формы собственности.

Развитие конкуренции в области транспортного обслуживания городского населения – одна из тех задач, которую необходимо решать абсолютно во всех российских городах. В настоящее время, пожалуй, уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что обеспечить транспортное обслуживание населения в полном объеме и с соответствующим качеством возможно только при условии дополнительного привлечения частных пассажирских автотранспортных перевозчиков.



Содержание раздела