Организация транспортного обслуживания населения

Индикаторы операционной деятельности


Расходная ставка в расчете на одного платного пассажира ? данный индикатор представляет собой отношение расходов на перевозки маршрутными автобусами к объему перевозок платных пассажиров.

Необходимость определения ставок в расчете на одного платного пассажира вызвана следующими причинами. Как уже отмечалось ранее, объем перевозок льготных пассажиров – величина абстрактная, ничем не подтвержденная, корректно определить ее за достаточно большой временной интервал практически невозможно. В настоящее время в подавляющем большинстве городов России предприятия ГПТ определяют ее с учетом рекомендаций Росстата, в соответствии с которыми предполагается (!), что каждый льготный пассажир совершает по внутригородским маршрутам 50 поездок в месяц. Несмотря на то, что почти две поездки в день – величина относительно реальная, нельзя не учитывать того обстоятельства, что значительную часть пассажиров, обладающих правом бесплатного проезда, составляют люди, не имеющие в силу различных причин возможности регулярно пользоваться ГПТ (инвалиды, дети-сироты, в меньшей степени это касается ветеранов Великой Отечественной войны и труда). Кроме того, 50 поездок в месяц пассажира-«льготника» учитываются каждым городским предприятием ГПТ, что, вполне естественно, приводит к еще большей неточности при определении общего объема перевозок.

Кроме того, серьезные погрешности допускаются даже при определении количества льготных пассажиров. Это связано с тем, что городские администрации, как правило, не имеют сведений о численности населения, имеющего льготы по профессиональному признаку: сотрудники милиции, оперативных подразделений органов налоговой полиции, ФСБ, ГУИН, военнослужащие, курсанты и т.д.

В итоге расчетный объем перевозок пассажиров, отражаемый во всех традиционных статсборниках, может отличаться от фактического объема почти в два раза. Следовательно, при учете только платных пассажиров у предприятия ГПТ намного меньше возможностей по искусственному завышению (или занижению, в зависимости от поставленной задачи) показателей, характеризующих эффективность пассажирских перевозок.




Доходная ставка в расчете на одного платного пассажира ? данный индикатор определяется как отношение выручки от эксплуатационной деятельности к объему перевозок платных пассажиров.

Соотношение доходной ставки в расчете на одного платного пассажира и стоимости проезда на ГПТ ? данный индикатор, как следует из названия, представляет собой отношение предыдущего индикатора к действующему на внутригородских маршрутах тарифу и позволяет определить, каковы именно внутренние резервы повышения эффективности пассажирских перевозок.

Несмотря на то, что для многих представляется вполне очевидным равенство доходов с одного платного пассажира и тарифа на проезд в ГПТ, это далеко не так. В качестве примера достаточно привести величину этого показателя у некоторых предприятий: Ярославское ПАТП-1 – 28%, «Саратовгорэлектротранс» – 44,7%, Кстовское ПАТП – 81,6%, Хабаровское ПАТП-3 – 93,9%. Причина столь большого разброса значений кроется в различной эффективности сбора выручки от реализации билетной продукции: реализация большого количества проездных билетов более чем на одну поездку (на сутки, неделю, месяц и т.д.) приводит к уменьшению этого показателя, напротив, отказ от любого вида поездных билетов, кроме как на одну поездку, значительно его увеличивает.

Особо следует отметить, что в отличие как от первых двух показателей, так и от любых иных абсолютных показателей, во многом зависящих от влияния внешних факторов (высокая численность населения города предопределяет наличие развитой маршрутной сети, а также использование автобусов особо большой вместимости, что сказывается на себестоимости перевозок), данный показатель характеризует исключительно эффективность работы самого предприятия и по этой причине наиболее удобен при сравнении результатов работы предприятий ГПТ разных городов.

Покрываемость затрат на городские пассажирские перевозки выручкой от реализации билетной продукции ? сводный индикатор, представляющий собой отношение индикатора «Доходная ставка в расчете на одного платного пассажира» к индикатору «Расходная ставка в расчете на одного платного пассажира».



Бюджетные дотации в расчете на одного платного пассажира ? при расчете данного индикатора определяется суммарный объем перевозок пассажиров как по городским, так и по пригородным маршрутам, что связано с невозможностью выделить из общей суммы дотаций ту ее часть, которая предназначена для покрытия убытков по городским пассажирским перевозкам. Вполне очевидно, что при повышении эффективности работы величина данного показателя должна уменьшаться как за счет снижения потребности перевозчика в стороннем финансировании, так и за счет увеличения количества платных пассажиров, перевозимых пассажирским перевозчиком.

4.2.7. Индикаторы финансового состояния

Мониторинг финансового состояния проводится исключительно по отношению к муниципальным предприятиям городского пассажирского транспортного комплекса и не затрагивает пассажирских перевозчиков, не находящиеся в муниципальной собственности. Индикаторы финансового состояния предприятий и методика их использования одинаковы для всех муниципальных предприятий. Муниципальный орган управления городским пассажирским комплексом может устанавливать для каждого предприятия свои диапазоны допустимых изменений индикаторов с учетом специфики их деятельности. Ниже будут приведены некоторые рекомендуемые индикаторы финансового состояния предприятия, а также некоторые типовые решения, которые можно принять на основе анализа данных индикаторов.



Содержание раздела