Оборудование предприятий торговли

Требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам


3.8.2. Требования, предъявляемые к  контрольно-кассовым машинам

Правительство РФ постановлениями от 7 августа 1998 г. №  904 и от 3 сентября 1998 г. № 1027 радикально изменило  порядок применения ККМ в торговле, значительно ужесточив  требования к их работе.

Требования к применению. Во всех организациях и  предприятиях могут применяться только исправные ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Перед приобретением ККМ необходимо убедиться в том, что они:

• допущены к использованию в соответствии с классификатором;

• имеют в случаях, установленных Государственной комиссией по ККМ, прикладные программы;

• оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

• находятся на учете в центре технического  обслуживания (ЦТО), который ежегодно (в январе— феврале) обязан проводить проверку исправности;

• зарегистрированы в налоговых органах.

При истечении срока применения, в связи с  исключением из реестра, ККМ должна быть снята с  регистрации в налоговых органах, и с этого момента пользоваться ею запрещается.

Требования к реквизитам чека. Раньше требования к  реквизитам чека ограничивались лишь отражением в нем  номера ККМ, даты приема наличных денег и полученных  сумм. Теперь вместо кассового чека покупателю (клиенту)  разрешается выдавать вкладной (подкладной) документ,  проведенный через ККМ и отражающий, как и чек, следующие реквизиты:

• наименование организации;

• идентификационный номер организации-налогоплательщика;

• заводской номер ККМ;



• порядковый номер чека;

• дату и время покупки;

• стоимость  покупки или услуга;

• признак наличия фискальной памяти.

Установлен порядок применения ККМ с фискальной  памятью — при этом на чеках, контрольных лентах и других  документах должны быть специальные признаки. Такие  кассы запрещено применять в нефискальном режиме или с  вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Требования к документации. Внесены изменения в порядок ведения книги кассира-операциониста для ККМ и в  сроки хранения документации, подтверждающих денежные  расчеты с покупателями.


Если ранее допускалось ведение  общей книги кассира-операциониста на все ККМ в торговом  зале, то сейчас за все ККМ в обязательном порядке применяется контрольная дата и по каждой ККМ отдельно ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом  органе.

Контрольная лента, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных  расчетов с покупателями, должны храниться в течение  сроков, установленных для первичных учетных документов,  но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение их  хранения несет руководитель организации.

Признаки неисправности. Ранее неисправностью ККМ   (и в этом случае запрещалось ее использование) считалось  отклонение в ее работе от технических требований, для  определения которого требовалось заключение ЦТО. Сейчас  предусмотрен конкретный перечень неисправностей ККМ.  Она признается неисправной, если у нее:

• отсутствует или повреждена пломба ЦТО;

• отсутствует маркировка  предприятия-изготовителя или  одного из способов визуального контроля; а также если KKМ:

• не печатает, печатает неразборчиво или не полностью  печатает предусмотренные Положением и указанные выше  реквизиты на чеке, контрольной ленте или других документах, предусмотренных техническими требованиями к  ККМ и их фискальной памяти;

• не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти и необходимые для осуществления контроля  налоговым органом.

• применяет прикладные программы, не допущенные  Комиссией к использованию конкретной моделью ККМ.

Эксплуатационные требования. Для того чтобы  ККМ была допущена к работе, она должна отвечать таким  требованиям, как:

• соответствие конструктивного исполнения машины  типу предприятия, методу продажи, уровню цен на товары;

• простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации и ремонта;

• безупречная точность расчетов;

• высокая производительность;

• отражение вида операций и результатов расчетов;

• четкость показаний индикаторного механизма;

• надежность в работе;

• способность документального оформления операций;

• регистрация и учет данных для изучения покупательского спроса и получения коммерческой информации;

• компактность конструкции и незначительная масса;

• максимально низкая себестоимость и цена;

• эргономичность клавиатуры;

• совместимость с компьютерными системами;

• наличие интерфейса.

Эстетические требования.   Эти требования включают:

• актуальный дизайн;

• высокое качество отделочных материалов;

• соответствие пропорций и отделки функциональному  назначению;

• гармоничное сочетание цветового решения с интерьером торгового зала.


Содержание раздела