Оборудование предприятий торговли

Подбор, размещение и использование


3.5.4. Подбор, размещение и использование торговой мебели

При техническом оснащении магазинов особое внимание уделяют выбору типа торговой мебели и определению  ее оптимального набора. При этом следует руководствоваться следующими принципами:

• торговая мебель должна соответствовать товарному  профилю и размерам торгового зала магазина;

• при оснащении магазина торговой мебелью необходимо учитывать используемые методы продажи товаров;

• размещение торговой мебели должно обеспечивать  эффективное использование торговой площади магазина.

Несмотря на то, что современная торговая мебель  имеет преимущественно универсальный характер, все же каждый из предлагаемых на рынке оборудования ее типов может быть рекомендован для сравнительно узкого перечня  магазинов. Например, мебель ВИРУ-90, как отмечалось выше,  рекомендуется использовать для технического оснащения  универмагов, торговых центров, крупных магазинов "Промышленные товары", залов товарных образцов оптовых  предприятий, мебель ТО-5 подходит лучше всего для магазинов "Промышленные товары", "Хозяйственные товары",  "Товары повседневного спроса", а мебелью ТМ-90, хотя она  и является универсальной, целесообразно оснащать продовольственные магазины.

Создание современного интерьера торгового зала требует решения многих задач технологического и эстетического характера. Необходимо учитывать размер, форму и  назначение торговой мебели. Следует тщательно продумывать сочетание крупных и малогабаритных предметов. Не  допускается загромождать торговый зал ненужной мебелью.

От того, какая мебель установлена в магазине и как она  размещена, зависит эффективность использования торговой площади. Правильно подобранная и расставленная торговая мебель позволяет расширить выкладку товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на 1 м2 торговой площади (фондоотдачу) и тем самым повысить эффективность использования  торговых площадей. Необходимо стремиться к тому, чтобы  установочная площадь была оптимальной.




Установочная площадь торговой мебели — это площадь,   занимаемая основанием конкретной единицы оборудования.  В общую установочную площадь включается также площадь,  занятая образцами крупногабаритных товаров, выставленными в торговом зале, и установочная площадь поддонов, на  которых размещен рабочий запас товаров.

Отношение общей установочной площади к площади  торгового зала показывает степень использования торговой  площади и называется коэффициентом использования торговой площади.

Коэффициент установочной площади рассчитывается по  формуле:





где Si — установочная площадь i-го вида торгового оборудования, м2;

п — число однотипных единиц торгового оборудования;

Sтз — площадь торгового зала магазина, м2.

Тогда



где n — расчетное число однотипных единиц оборудования с учетом расположения технологических зон торгового обслуживания в магазине.

Величина коэффициента установочной площади зависит от типа торговой мебели и рациональности планировочных решений торгового зала.

Следует учитывать, что эффективное использование  торговых площадей может быть достигнуто при условии  оснащения магазинов оборудованием, имеющим достаточную площадь выкладки. Площадь выкладки исчисляется как  сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары.

Показателем, характеризующим степень использования  торговой площади торгового зала под выкладку товаров,  является коэффициент выкладки. Он определяется как  отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:



где Квыкл — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

Sвыкл — площадь выкладки товаров, м2

SТЗ   — площадь торгового зала, м2.

Для магазинов самообслуживания оптимальное значение Ку и Квыкл должно составлять соответственно 0,27—  0,30 и 0,70—0,75.

Для сбалансирования взаимосвязи между различными  технологическими зонами магазина важно знать емкость  торгового оборудования и количество разновидностей товаров, выкладываемых на одном метре площади полок горки.


Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торговой мебели, но и  установить размеры товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребные объемы текущего завоза  товаров в необходимом для этого транспорте.

При более детальном анализе использования торговой  мебели и аксессуаров для выкладки товаров целесообразно  применить следующие предлагаемые нами впервые коэффициенты: коэффициент кратности площади выкладки —  Ккрат, коэффициент использования емкости оборудования —  Кемк .

Показателем эффективности использования выставочного пространства торгового зала является коэффициент  кратности (К ), который определяется как отношение  площади выкладки к установочной площади:



где Ккрат — коэффициент кратности площади выкладки, равный примерно 2,5—3,0;

Sвыкл — площадь выкладки торгового зала, включая настенные и навесные выставочные аксессуары, м2;

Sу — установочная площадь — часть площади торгового зала, занятая торговой мебелью, м2.

Чем выше коэффициент кратности, тем эффективнее  используется торговая мебель и все пространство торгового зала, доступное для выкладки товаров.

Коэффициент емкости рассчитывается по формуле:



где Кемк — коэффициент использования емкости оборудования;

Vтов — объем фактически выложенного на оборудовании товара, м3;

Vобор — объем данной единицы оборудования, м3.

Объем оборудования (горки) равен сумме объемов для  выкладки товаров каждой полки.

Коэффициент емкости показывает, насколько эффективно используется номинальная емкость оборудования.


Содержание раздела